Статья очень четко характеризует, то что сейчас происходит в Газпроме и, в частности, на СНОС.
«Системы, служащие выполнению своих целей, являются функциональными, а, значит, и эффективными»
И. Адизес
Миссия ОАО «Газпром» – эффективное и бесперебойное газоснабжение потребителей
Газпром – сколько для русского сердца в этом слове! Самая крупная, знаменитая, богатая, а, значит, и успешная корпорация России… Именно так, я предполагаю, для большинства выглядит мим Газпрома.
Что сейчас происходит с этой компанией? Как выполняет она взятую на себя и декларируемую ею миссию?
Корпорации как система – продукт капитализма, т.е. принадлежат к «оранжевому» (в терминах Спиральной Динамики) уровню, где ценностями являются процветание, успех как то место назначения, к которому должна развиваться корпорация. Именно на оранжевом уровне наиболее проявлена персонализация бизнеса в социуме, мы знаем много громких имен руководителей корпораций как в России, так и в мире, в отличие от синего «абсолютистского» уровня, где известны только монархи, руководители государств как персонифицированные субъекты системы.
Корпорации чувствуют себя частью некоего единого природного целого, из которого можно безгранично черпать природные ресурсы ввиду безграничности этого целого, система наращивает свой эгоизм, пожирая ресурсы и работая сама на себя.
Но внутри системы уже нарастает нестабильность. Из чего это видно? В государстве (и в корпорациях как субъекте системы капитализма) выстраивается жесткая властная вертикаль, т.е. вырастает и усиливается схема «центр-периферия» (одна из стадий развития, термины Ноэтической Динамики), где в центр стягиваются все лучшие ресурсы, а на периферии остается не столь привлекательное с точки зрения ресурсности. Это естественный путь развития, но пройти его можно по-разному, понимая и управляя процессом, или через неуправляемый хаос. Как эти тенденции отражены в Газпроме?
Я не претендую на глобальный анализ всех тенденций во всем Газпроме, но попробую поделиться своими мыслями о той части, которую знаю на личном опыте – о газотранспортной системе этого гиганта.
В последние 1,5-2 года в организациях, занимающихся транспортировкой газа, также выстраивается сильная вертикаль, денежные средства компаний аккумулируются в одном банке, информация о денежных потоках передается в режиме on-line в вышестоящие организации, существует жесткая централизация, «сильная рука» Москвы. Казалось бы, это и хорошо, порядок, контроль. Но как это соотносится с самой природой корпорации? Для каких целей это служит? Какими методами достигается? К каким результатам приводит?
Выше уже упоминалось, что по природе своей корпорации – «оранжевы», и для успешного развития должны следовать оранжевым законам.
Что находится в основе выстраиваемой вертикали корпорации? Знания, опыт, профессионализм, поощрение и выдвижение лучших, что и приводит к успеху на оранжевом уровне? Увы, «синее» давление должностных лиц, «пурпурные» связи, где у власти только «свои» (для любопытных – поинтересуйтесь именами руководителей ряда этих организаций; вы увидите фамилии очень известных людей, нет, не их самих, а детей, конечно). Именно так и происходит подбор кадров; что у нас там с функциональностью?..
Все деньги в одних руках – так это же хорошо, скажете вы. А как это происходит, вы знаете?
В нашем государстве принят ряд очень неплохих законов (да-да, это серьезно!). Один из них – «О защите конкуренции», направленный на то, чтобы монополисты получали финансовые услуги через конкурсы. Как же получилось, что практически все газотранспортные компании России с недавних пор обслуживаются в одном и том же банке, одних и тех же страховых и лизинговых компаниях? Скажете, они самые конкурентоспособные? Как бы не так, смею вас уверить… Что мы видим? «Синяя» вертикаль вступает в противоречие с «оранжевыми» законами, ее синее стремление к централизации любой ценой поддерживает неконкурентные предложения и тормозит свободную, честную конкуренцию, когда выигрывает лучший, а не «свой».
В разных регионах России совершенно разные условия, и для некоторых компаний введение такого жесткого управления является благом. Но для всех ли? Ведь какие-то компании гораздо более «продвинуты» в сфере управления, учета, технологий, чем то, что им категорически навязывают. У «синих» правда одна (и конечно, это только их «правда»), а у «оранжевых» уже есть понимание, что существуют множественные стратегии для достижения эффективности. То есть с эффективностью тоже проблемы.
В процессе выстраивания вертикали управления создается такая структура власти, которая требует все большего количества офисных сотрудников, а не тех, кто непосредственно занят производственной деятельностью, связанной с собственно транспортировкой газа. Откуда взять средства на содержание всех этих «надстроек», ведь они-то ничего не производят? Конечно, от тех организаций, которые и транспортируют газ; а это значит, что у сотрудников, занятых производством, очень низкие зарплаты, соответственно, и квалификация невысокая (кто за такие деньги работать-то будет?), средств на реконструкцию и техническое перевооружение практически не остается (а ведь некоторым газопроводам уже по 40 лет!).
Последние 10 лет наблюдается устойчивая тенденция увеличения аварийности на трубопроводах на 7-9% в год, о чем свидетельствуют ежегодные Государственные доклады «О состоянии окружающей природной среды и промышленной опасности Российской Федерации».
Доминирующей причиной аварий на действующих газопроводах России является коррозия. За период с 1991 г. по 2000 г. из общего числа аварий по причине стресс-коррозии было 22,5%. В 2001 г. на ее долю приходилось уже 37,4% от всех аварий.
Основные фонды трубопроводного транспорта, как и вся техносфера стареют, магистрали деградируют с всевозрастающей скоростью. Неизбежно приближаются кризисные явления. Износ основных фондов газотранспортной системы ОАО «Газпром» составляет около 65%.
В настоящее время внутритрубное обследование проведено в отношении магистральных нефтепроводов, а также 65 тыс. км газопроводов из 153 тыс. км общей протяженности. При этом ремонтируется только около 1,5% опасных дефектов от общего количества обнаруженных. При таких тенденциях неизбежен рост аварий на газопроводах.
Что там у нас с лозунгом «бесперебойное газоснабжение»?
Строительство газопроводов серьезно влияет на экологию. В настоящее время нарастает напряжение, связанное со строительством Североевропейского газопровода, который может причинить ущерб экологии Балтийского моря. По замыслу, Североевропейский газопровод планируется провести по дну Балтийского моря. Он соединит балтийское побережье России под Выборгом с балтийским берегом Германии в районе Грайфсвальда. Протяженность его морской части составляет 1200 км. Он должен обеспечивать прямые поставки российского газа в Европу. Газопровод планируется ввести в эксплуатацию в 2010 году. Соглашения о строительстве уже были подписаны с немецкими партнерами. Между тем, проект находится на грани срыва. По мнению экологов, газопровод нанесет серьезный ущерб экосистеме и окружающей среде Балтийского моря.
Степень и реальные последствия критического износа основных фондов потенциально экологически опасных отраслей российской экономики хорошо иллюстрируют данные приведенные в Рекомендациях парламентских слушаний на тему: «Об экологических проблемах, связанных со строительством и эксплуатацией магистральных нефте- и газопроводов». На начало 2000 г. общая протяженность магистральных трубопроводов углеводородного сырья и топлива составила 207 тыс. км. При этом 30% газопроводов и 46% нефтепроводов эксплуатируются более 20 лет, а 5% газопроводов и 25% нефтепроводов – более 30 (усредненный плановой срок службы – 20 лет).
В среднем за год на каждые 3000 км магистрального трубопровода происходит одна авария. На промысловых трубопроводах, износ которых достигает 80%, происходит 1,5-2 разрыва на км в год.
В экстремальных условиях хозяйствования предприятия резко сокращают расходы на охрану окружающей среды или прямо пренебрегают природоохранными требованиями в пользу производственно-технологических нужд.
В сегодняшней ситуации при такой политике корпорации может расти ее эффективность (рост объемов продаж) и продуктивность (единица прибыльности), но только краткосрочная, долгосрочные же показатели будут падать.
В корпорации тон задает административный, а не линейный персонал (и поверьте, тон этот безапелляционный), акционеры компаний заботятся только о прибыли, а не об эффективности и безаварийности.
По сути, уже создается порядок ради порядка, форма (дисциплина) давно перевесила функцию (гибкость). Из методологии менеджмента И. Адизеса известно, что развитие формы имеет сокращающуюся предельную полезность. Тем не менее, она развивается, т.к. она питает саму себя. Развивается форма, которая подразумевает наличие правил для максимизации контроля и предсказуемости поведения. Цель такой формы – минимизация отклонений от нормы, но т.к. невозможно контролировать абсолютно все, то всегда существуют какие-то отклонения, и корпорация вводит все новые и новые меры контроля для их устранения. И так до бесконечности… Как пишет о таких ситуациях И. Адизес – впереди аплодисменты Кафки.
Из бихевиоральной психологии известно, что стимулирование поведения А происходит через его вознаграждение. Вы не можете рассчитывать добиться поведения А, если стимулируете поведение Б. Это я про то, что система стимулирует послушание, точно в срок сданные отчеты и т.п. А где же здесь то, ради чего существует корпорация?