не штукатур-маляр » 22 дек 2009, 00:16
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Не все тезисы Т. Оно применимы к нашей промышленности. Наиболее яркий пример - японская борьба с излишними запасами (сырья и полуфабрикатов, имеется в виду), которая опирается на чрезвычайно развитую и точную, как часы, японскую логистику поставок. Чрезмерное увлечение борьбой с излишними запасами комплектующих (которые действительно порой забивают склады, портятся от долгого хранения и вообще всячески мешают) в условиях нашей индустрии может в критический момент парализовать работу предприятия. А все потому, что ЛИН на предприятии не может действовать в ваккуме, он зависит от внешней среды - от степени внедрения ЛИН у поставщиков и смежников, например, от развитости логистики поставок, которая в России только формируется, и т.п.
Так же и "потери из-за перепроизводства". Многие российские предприятия, чтобы не останавливать технологический цикл, сегодня работают "на склад". Производство продукции идет быстрее, чем ее сбыт.
Если понимать принцип ЛИН буквально и плоско, то это нужно прекращать. Но это означало бы остановку производства, утрату и разрушение непрерывного технологического процесса и другие негативные (в том числе и социальные) явления. Поэтому линейно данный принцип "Тойоты" к российским предприятиям неприменим.
"Борьба с потерями при ненужной транспортировке" - естественно, очень важный и нужный принцип.
Но одно дело - Япония или Германия, другое дело - Россия. Еще при царе у нас действовал "челябинский порог" - за Челябинском вплоть до Владивостока тарифы на перевозку уже принципиально не повышались, несмотря на отдаленность. Наша территория такова, что часть перевозок всегда будет противоречить принципам узко понятой рентабельности. И мы континентальны - мало где применим самый дешевый в мире морской транспорт, чаще всего приходится действовать дорогим наземным. Бережливость бережливостью, а геополитика - геополитикой…
Вообще следует помнить, что ЛИН - это технология совершенствования, а не совершенства. Каждый этап ЛИН на предприятии должен соответствовать общему положению с ЛИН вне и вокруг предприятия.
Иначе ЛИН будет несвоевременным. Нынешнее положение индустрии в Башкортостане соответствует той стадии, с которой ЛИН начиналась когда-то на Западе. Там концепцию бережливого производства сначала применяли в отраслях с дискретным производством, прежде всего в автомобилестроении. Собственно, это нужно - в соответствии со стадией - делать и у нас.
Сегодня на Западе концепция ЛИН уже иная, она адаптирована к условиям непрерывного производства, а потом в торговле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении, вооруженных силах и государственном секторе. В западной экономике ЛИН вышел за рамки предприятия, теперь он охватывает потребителей его продукции, поставщиков.
Способствуют распространению идей ЛИН регулярные международные и региональные конференции, многие из которых проводятся по инициативе Lean Enterprise Institute (США) и Lean Enterprise Academy (Англия). Во многих странах распространению бережливого производства оказывается государственная поддержка. Ведь в период высочайшей конкуренции и обостряющегося кризиса у предприятий всего мира нет другого пути, чем, используя лучшие мировые технологии менеджмента, создавать продукты и услуги, максимально удовлетворяющие клиентов по качеству и цене.
Однако нельзя вставить деталь от суперсовременного самолета в "кукурузник". Зачастую трансплантируемые с Запада технологии ЛИН не дают эффекта в наших условиях не потому, что плохи, а потому, что опережают свое технологическое время. Вырванные из контекста уже сформировавшейся ЛИН-системы национального масштаба, примененные в узкозаводском масштабе, они могут не помочь, а навредить…
Дж. Вумек и Д. Джонс излагают суть бережливого производства в виде пяти принципов: определить ценность конкретного продукта; определить поток создания ценности для этого продукта; обеспечить непрерывное течение потока создания ценности продукта; позволить потребителю вытягивать продукт; стремиться к совершенству.
Другими принципами выступают превосходное качество (сдача с первого предъявления, система ноль дефектов, обнаружение и решение проблем у истоков их возникновения), а также гибкость - установление долговременных отношений с заказчиком (путем деления рисков, затрат и информации). Приветствуются в ЛИН самоорганизация, эволюция, адаптация.
В целом использование принципов Лин может дать значительные эффекты. Преимущество Лин в том, что система на 80 % состоит из организационных мер и только 20 % составляют инвестиции в технологию.
Профессор О.Виханский утверждает, что применение инструментов и методов бережливого производства позволяет добиться значительного повышения эффективности деятельности предприятия, производительности труда, улучшения качества выпускаемой продукции и роста конкурентоспособности без значительных капитальных вложений.
Будем надеяться, что к предприятиям Башкортостана это в полной мере относимо и приложимо.
Прямая речь:
Роберт Вагапов, первый заместитель министра промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан Республики Башкортостан:
- Ключевым инструментом роста конкурентоспособности наряду с техническим перевооружением выступают организационные инновации. Одна из них - "бережливое производство", пришедшее из Японии. По сути, это отработанная система менеджмента постоянных улучшений. Она направлена на развитие способности компании систематически повышать производительность труда, снижать себестоимость продукции, уменьшать сроки поставок, снижать прочие издержки и потери производства.
Внедрение системы - безынвестиционный проект. Он носит организационный характер. Главное в этой философии - опора на человеческий фактор, упрощенно говоря, командная работа. Мировой опыт эффективности этой системы богат примерами. Известная фирма "Дженерал Электрик" сберегла от внедрения ЛИН от 8 до 12 миллиардов долларов, крупнейшая алюминиевая компания США "Алькоа" экономит более одного миллиарда долларов в год.
Процесс внедрения новомодной философии активизировался на многих российских предприятиях. Так, "Северсталь-Авто", "ЗМЗ", "ГАЗ" и другие автогиганты требуют, чтобы детали и комплектующие поставлялись им только по принципу "точно в срок". Безусловно, "бережливое производство" следует всемерно тиражировать и на предприятиях нашей республики!
«НЭГ» – справка
Бережливое производство (lean production, lean manufacturing) - логистическая концепция менеджмента, сфокусированная на оптимизации бизнес-процессов с максимальной ориентацией на рынок и с учетом мотивации каждого работника. Бережливое производство составляет основу новой философии менеджмента, является одной из форм нелинейного менеджмента.
Целями такого производства являются:
- мининимизация трудозатрат и сроков создания новой продукции,
- гарантия поставки продукции заказчику,
- максимальное качество при минимальной стоимости.
«НЭГ» – справка
Инструменты "бережливого производства":
- Система TPM (Total Productive Maintenance) - всеобщий уход за оборудованием;
- Система 5S (сортировка; рациональное расположение; уборка (содержание в чистоте), стандартизация, совершенствование);
- Система быстрой переналадки SMED (Single-Minute Exchange of Die - переналадка/переоснастка оборудования менее чем за 10 минут);
- Кайдзен (kaizen) - непрерывное совершенствование.
- Гемба кайдзен - непрерывное совершенствование на месте создания дополнительной стоимости;
- Вытягивающее производство, канбан - продукция "вытягивается" со стороны заказчика, а не "толкается" производителем. Информирования предыдущей производственной стадии о том, что нужно начинать работу;
- "Пока-екэ" ("дуракоустойчивость") - метод предотвращение ошибок - специальное устройство или метод, благодаря которому дефекты просто не могут появиться.
А.ЛЕОНИДОВ, обозреватель «НЭГ».