http://ufa.kp.ru/daily/25952/2894755/О том, что «северные амуры» помогли российской армии победить Наполеона 200 лет назад в Отечественной войне 1812 года, пожалуй, знают все. Но есть и другие факты, которые не попали в школьные учебники.
Две трети с войны не вернулись
В войне с Наполеоном участвовали 20 башкирских конных полков –примерно по 500 воинов и 30 командиров в каждом, итого более десяти тысяч башкир. Вместе с донскими казаками они относились к иррегулярным войскам. Особенность их в отличие от регулярных войск заключалась в большей маневренности, легкости. Действовали башкиры хаотично, неожиданно. Задача была – дезорганизовать противника. Но вместе с тем иррегулярные войска были менее защищены и принимали на себя открытые удары, как результат - около двух третей башкирских воинов погибли. Точное количество погибших неизвестно, но можно примерно представить исходя из таких данных: в первом башкирском конном полку было 530 человек, а домой с войны вернулись только 115.
Без формы и оружия
Ни форму, ни оружие воинам иррегулярных войск не выдавали. Башкиры шли на войну в своей обычной одежде – шубах, халатах, шапках - малахаях, кафтанах – елянах. Вооружены башкиры были в основном своими же охотничьими луками. Дело в том, что после пугачевского восстания им было запрещено брать в руки железо и вообще заниматься кузнечным делом. Лишь в 1811 году, когда над Россией нависла французская угроза, Александр I снял этот запрет. Естественно, что за год как следует вооружиться башкиры не смогли. Даже железные наконечники для стрел делали из подков. Кстати, именно поэтому неприхотливые башкирские лошадки шли на войну с босыми копытами.
Поначалу внешний вид башкирских воинов вызывал насмешки соотечественников. Но позже, проявив в боях храбрость и отвагу, «северные амуры», как их прозвали, завоевали почет и уважение. Позднее «амурам» стали выдавать казачью форму, но шапки башкиры оставили свои, национальные. А луки по мере возможности заменяли трофейными ружьями, пистолетами или саблями – единого стандарта вооружения не было.
К деньгам были равнодушны
Даже на питание иррегулярным войскам ничего не выделялось. На территории России солдаты отбирали еду и добро у противника. Одну десятую часть трофейных денег и вещей оставляли себе, все остальное отдавалось в казну. Об отношении башкир к деньгам красноречиво говорит такой случай: русский офицер, стоявший в дозоре, наткнулся на башкирского командира, набивавшего деньгами кожаную подушку. Он спросил его: «Для чего это?» - На что башкир ответил: «Это добро отняли у француза, теперь оно государственное». «А себе ты оставил немножко, ведь разве кто знает, сколько там было?», - поинтересовался офицер. Башкирский командир ответил: «Аллах увидит – накажет. Это добро императора, надо вернуть казне».
Другой пример: когда французы сожгли в Москве донской монастырь, башкиры пожертвовали на его восстановление тысячу рублей – огромные по тем временам деньги.
Насмешили Наполеона до слез
Уже тогда башкиры брали с собой на войну национальные инструменты –курай и кубыз, о чем свидетельствуют картины и гравюры художников-современников. Во время войны с Наполеоном «северные амуры» впервые узнали также, что такое вино и табак.
Французский генерал Марбо описывает в своих мемуарах такой эпизод: в плен к французам попали 30 башкир из первого конного полка. Пленных воинов, как правило, разоружали, но относились к ним хорошо – кормили и не били. Так вот, за ужином башкир напоили вином. А они ведь ничего крепче кумыса пить не привыкли и, естественно, быстро захмелели. Как результат, начали петь, плясать, играть на курае. Французы, глядя на это народное творчество, чуть живота от смеха не надорвали.
А недалеко от того места была ставка самого Наполеона. Ему сообщили, и он пришел посмотреть на чудных башкир и тоже долго смеялся. Но наутро французам было не до веселья – на лагерь напали казаки – они освободили башкир и еще 800 русских пленных. А еще взяли в плен 800 французских кавалеристов из дивизии Себастиани. Кто знает, может, именно звуки курая послужили сигналом для наших разведчиков о том, что французы слегка потеряли бдительность.
Черный пиар не сработал
Когда враг был изгнан из России, русским войскам поставили задачу отогнать французов подальше к Парижу. Было это уже в 1813 году. Александр I отправлял в заграничные походы самых лучших воинов, и что интересно, в их число вошли все 20 башкирских полков. На этот раз они уже были на полном государственном довольствии – получали и деньги, и обмундирование, и оружие.
Наполеон был в панике – он распространял по Европе слух о том, что башкиры и казаки насилуют женщин и даже едят детей. В больших городах гражданам наказывали не открывать им ворота, не давать пищи и т.д. Но воины, проходя через Польшу, Германию, Голландию и Бельгию, никого не трогали, грабежами и другими безобразиями не занимались, и постепенно настороженность европейцев сменялась симпатией. Известно, например, что в Веймаре «северные амуры» встречались с самим Гете и даже подарили ему курай и лук со стрелами. А в Лейпциге немцы сохранили могилу башкирского сотника, ухаживают за ней по сей день.
И вот наши полки дошли до Парижа. Парижские дети, несмотря на запреты, приходили на звуки курая и запах мяса к нашим кострам. «Амуры» сажали их в седла, брали на руки. Так что черный пиар Наполеона не сработал –«северные амуры» стали своего рода брендом, прославившись на всю Европу.
Привозили из Франции жен
В боевые походы башкиры брали с собой белье из сукна или войлока. Если кто-нибудь погибал или умирал от ран, его хоронили в этом одеянии на месте и шли дальше. Родные погибшего воина, как правило, узнавали о смерти лишь после войны от возвратившихся на родину сослуживцев. Если до этого момента доживал конь погибшего, его приводили к родным павшего батыра.
Нередко башкирские командиры брали в боевые походы своих жен – они им стирали, готовили, перевязывали раны. Обычным солдатам приходилось делать все это самим, тем более что многие из них были холостыми. Некоторые смогли решить семейный вопрос непосредственно во Франции –к нам, на Урал, они возвращались с женами-француженками. В одном старинном роду в Бурзянском районе, к примеру, уже несколько поколений передается весть о том, что прапрабабушка у них родом из Парижа. А вот сведений о том, что кто-нибудь из башкир осел во Франции, пока не найдено.